Четверг, 02.05.2024, 02:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Изучаем английский вместе

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2023 » Май » 23 » Что делать, если урок не удался?
16:05
Что делать, если урок не удался?

Что делать, если урок не удался?

Учитель английского языка 

ГОУ ЛНР

 «Краснолучская школа №4»

achepa@mail.ru

Елена Геннадиевна Чепа

Аннотация

В различных средствах массовой информации можно найти огромное количество работ о новаторстве, успехах и творческой деятельности педагогов. Нам нравится говорить об удачных проектах и писать позитивные статьи. Однако не стоит забывать, что практикующий учитель всё же встречается лицом к лицу с неприятным явлением – неудачный урок. Что делать в таком случае?

 

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Каждый раз, когда учитель входит в класс, он ожидает, что его деятельность успешно поможет обучающимся овладеть знаниями, получить важные навыки и все участники процесса останутся довольными друг другом.

Однако случается так, что, покидая кабинет, учитель испытывает негативные чувства. Он понимает, что хорошо подготовленный урок не удался. Нет чувства завершённости, удовлетворённости и лёгкости, которая появляется в результате успешно выполненной работы. Наша профессиональная привычка всему выставлять оценки тут же активизируется и выносит неутешительный вердикт. Никому не нравится быть неудачником, слабым троечником, особенно если подтверждение своей неудачи было заметно в глазах учеников.

Первая реакция – разочарование, опустошённость.  Иногда внутри возникает агрессия, которая направляется либо на других, либо на себя. В случае серьезных, досадных ошибок, особенно после открытого урока, многих коллег начинают мучить неотвязные бесплодные переживания: "Ну что я не продумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог..." и так далее, переходящие в самоедство. Чаще всего мы испытываем сильные чувства, когда были абсолютно уверены в успехе: была произведена необходимая подготовка, использовались интересные наработки, раздаточный материал, видеофрагменты. Урок мог быть отработан многократно в других параллелях или в прошлые годы и неизменно приносил весьма хорошие результаты.

Мы включаем «внутреннего критика» и начинаем анализировать прошедший урок. Самый первый шаг на пути к решению проблемы – признаться себе в том, что урок был неудачным. Да, это так, не получилось. Большинство коллег не любит говорить о своих провалах, поражениях и неуверенности в себе, поэтому можно решить, будто у всех все хорошо и лишь у вас полно проблем и неудач.

 Впро­чем, за­цик­ли­вать­ся на неуда­че не нуж­но. Если вы бу­де­те про­иг­ры­вать непри­ят­ную си­ту­а­цию в сво­ей го­ло­ве сно­ва и сно­ва, это поль­зы не при­не­сет. В пси­хо­ло­гии это на­зы­ва­ют руминацией — го­во­ря про­ще, хож­де­ни­ем по кру­гу. Вме­сто это­го при­ду­май­те план, ко­то­рый в сле­ду­ю­щий раз по­мо­жет ис­поль­зо­вать со­бран­ную ин­фор­ма­цию на прак­ти­ке.

Конечно, полезно записать предполагаемые причины неудачи, это поможет составить план по решению проблемы.

Что бы могло стать причиной неудачного урока?

  1. Перегруженность урока. Это тот случай, когда слишком хорошо – тоже нехорошо. Много видов работы могло утомить школьников, раздаточный материал мог рассеивать внимание, учитель пытался поместить в один урок больше информации, чем могли усвоить ученики.
  2. Преобладание теории над практикой. Обучающимся важно показать, как полученные знания они могут использовать прямо сейчас и в будущем.
  3. Не изучен психологический портрет класса. В одной работе по анализу открытого урока я нашла вопросы, которые правомерно могут задать учителю:

- Скажите, пожалуйста, учитывали ли вы при подготовке и проведении открытого урока различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга? Сколько в классе лево-, правополушарных детей и сколько детей со смешанным типом восприятия?

- Как различаются дети по каналам восприятия: сколько среди них преимущественно аудиалов, сколько визуалов, сколько кинестетиков?

- В какой мере дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности? Сколько детей в этом классе не умеют обобщать, выделять главное, существенное, сколько не умеют сравнивать, абстрагироваться, классифицировать?

- Учитывали ли вы при разработке  урока различия детей по темпераменту: сколько в классе холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов?

4. Предлагаемые формы работы устарели или не подходят этому коллективу. Поколения меняются, предпочтения и интерес меняются со скоростью, за которой сложно следовать. То, что ещё пару лет назад казалось новаторским подходом, сегодня смотрится повседневной рутиной. Смайликами на уроках уже не удивишь, а у некоторых детей они вызывают раздражение.

5. Не оправдались завышенные ожидания от урока. Скорректируйте нереалистичные ожидания. Невозможно делать все идеально.

6. Не забывайте, что мы – живые люди. У нас могут быть неприятности в личной жизни, подводить здоровье, плохое настроение, выгорание.

7. Не забывайте, что ученики – живые люди. У каждого из них могут быть проблемы личного характера, гормональная перестройка, эмоциональный кризис. Мы довольно часто воспринимаем класс как единый организм, а нужно помнить, что каждый ребёнок – отдельная личность. В теории мы должны учитывать личностные особенности каждого ученика, однако на практике это – довольно трудновыполнимая, малореальная задача. Кроме того, надо принимать во внимание объективные внешние обстоятельства и уметь на них реагировать, что довольно актуально в настоящие дни.

После всестороннего анализа нашего неудачного урока уже вырисовывается план действий для решения проблемы.

Прежде всего следует внутренне принять ситуацию. С неуда­ча­ми стал­ки­ва­ет­ся каж­дый. Почитайте истории знаменитых людей, вы об­на­ру­жи­те, что они стал­ки­ва­лись с про­ва­ла­ми не раз в сво­ей жиз­ни. В био­гра­фиях зна­ме­ни­то­стей — от Михаила Ломоносова до Уо­л­та Дис­нея — най­дет­ся нема­ло про­ва­лов.

Многие психологи советуют перейти на позитивное мышление, так как негатив неблагоприятно сказывается на общем состоянии человека. Од­на­ко ис­сле­до­ва­ние 2017 года, опуб­ли­ко­ван­ное в жур­на­ле Jour­nal of Be­hav­ioral De­ci­sion Mak­ing, показало, что из­бе­гать непри­ят­ных ощу­ще­ний по­сле неуда­чи не нуж­но. Ис­сле­до­ва­те­ли вы­яс­ни­ли, что осмыс­ле­ние эмо­ций, вы­зван­ных неуда­чей, вме­сто мыс­лей о са­мой неуда­че, бо­лее бла­го­при­ят­но ска­зы­ва­ет­ся на на­шем мен­таль­ном со­сто­я­нии. Ко­гда мы поз­во­ля­ем себе непри­ят­ные эмо­ции, это мо­ти­ви­ру­ет нас тща­тель­нее ис­кать бо­лее удач­ные ре­ше­ния по­доб­ных про­блем в бу­ду­щем.

Спро­си­те, чему про­вал мо­жет вас на­учить.

Со­вер­ши­ли ошиб­ку? Со­вер­ши­ли множесво оши­бок? Неуда­ча мо­жет быть хо­ро­шим уро­ком, если вы го­то­вы учить­ся. По­ду­май­те, что вы мо­же­те сде­лать ина­че в сле­ду­ю­щий раз. По­сле та­ко­го осмыс­ле­ния про­вал ста­нет жиз­нен­ным уро­ком.

            Помните, что вы не одиноки. Поговорите с классным руководителем, школьным психологом, завучем. Это поможет более полно составить психологический портрет класса, осознанно готовить материал с учётом полученной информации, выйти на новый профессиональный уровень.

            Общайтесь с коллегами, многие поделятся своим опытом, смогут дать полезный совет или направят ваши мысли в нужное русло. Признание своей неудачи и обсуждение с коллегами не сделает вас слабым педагогом, наоборот, может улучшить взаимоотношение с коллективом, разрядить психологическую обстановку. Не скупитесь на похвалу и благодарность за реально оказанную помощь.

Помните:

  • Неудачи — обычная часть нашей жизни и работы.
  • Ошибки совершают все: опытные сотрудники и новички.  Поэтому важно уметь быстро находить выход из ситуации.
  • Чтобы справиться с неудачей на работе, нужно признать наличие проблемы.
  • Помните, что рано или поздно все решится, а неудача сама по себе не сделает вас неудачником.
  • Не бойтесь просить помощи у коллег. Будьте с ним откровенны.
  • Двигайтесь дальше, не зацикливайтесь на прошлых неудачах.

В статье использовались материалы ресурсов:

https://www.psychologies.ru/articles/9-sovetov-perfektsionistam-kak-perestat-kritikovat-sebya/

https://ru.osvita.ua/school/method/technol/1269/

https://uprav.ru/blog/kak-spravlyatsya-s-neudachami-na-rabote/

https://www.psychologos.ru/articles/view/perezhivanie-oshibki

https://style.rbc.ru/health/60eff4ac9a79478d5dfe5df7

https://zeh.media/zhizn/mentalnoye-zdorovye/4928157-10-zdorovykh-sposobov-spravitsya-s-neudachey

 

 


Категория: Статьи и методические разработки | Просмотров: 94 | Добавил: Алина | Рейтинг: | 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Елена Геннадиевна
Елена Геннадиевна
Поиск
Календарь
«  Май 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz