Что делать, если урок не удался?
Учитель английского языка
ГОУ ЛНР
«Краснолучская школа №4»
achepa@mail.ru
Елена Геннадиевна Чепа
Аннотация
В различных средствах массовой информации можно найти огромное количество работ о новаторстве, успехах и творческой деятельности педагогов. Нам нравится говорить об удачных проектах и писать позитивные статьи. Однако не стоит забывать, что практикующий учитель всё же встречается лицом к лицу с неприятным явлением – неудачный урок. Что делать в таком случае?
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Каждый раз, когда учитель входит в класс, он ожидает, что его деятельность успешно поможет обучающимся овладеть знаниями, получить важные навыки и все участники процесса останутся довольными друг другом.
Однако случается так, что, покидая кабинет, учитель испытывает негативные чувства. Он понимает, что хорошо подготовленный урок не удался. Нет чувства завершённости, удовлетворённости и лёгкости, которая появляется в результате успешно выполненной работы. Наша профессиональная привычка всему выставлять оценки тут же активизируется и выносит неутешительный вердикт. Никому не нравится быть неудачником, слабым троечником, особенно если подтверждение своей неудачи было заметно в глазах учеников.
Первая реакция – разочарование, опустошённость. Иногда внутри возникает агрессия, которая направляется либо на других, либо на себя. В случае серьезных, досадных ошибок, особенно после открытого урока, многих коллег начинают мучить неотвязные бесплодные переживания: "Ну что я не продумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог..." и так далее, переходящие в самоедство. Чаще всего мы испытываем сильные чувства, когда были абсолютно уверены в успехе: была произведена необходимая подготовка, использовались интересные наработки, раздаточный материал, видеофрагменты. Урок мог быть отработан многократно в других параллелях или в прошлые годы и неизменно приносил весьма хорошие результаты.
Мы включаем «внутреннего критика» и начинаем анализировать прошедший урок. Самый первый шаг на пути к решению проблемы – признаться себе в том, что урок был неудачным. Да, это так, не получилось. Большинство коллег не любит говорить о своих провалах, поражениях и неуверенности в себе, поэтому можно решить, будто у всех все хорошо и лишь у вас полно проблем и неудач.
Впрочем, зацикливаться на неудаче не нужно. Если вы будете проигрывать неприятную ситуацию в своей голове снова и снова, это пользы не принесет. В психологии это называют руминацией — говоря проще, хождением по кругу. Вместо этого придумайте план, который в следующий раз поможет использовать собранную информацию на практике.
Конечно, полезно записать предполагаемые причины неудачи, это поможет составить план по решению проблемы.
Что бы могло стать причиной неудачного урока?
- Перегруженность урока. Это тот случай, когда слишком хорошо – тоже нехорошо. Много видов работы могло утомить школьников, раздаточный материал мог рассеивать внимание, учитель пытался поместить в один урок больше информации, чем могли усвоить ученики.
- Преобладание теории над практикой. Обучающимся важно показать, как полученные знания они могут использовать прямо сейчас и в будущем.
- Не изучен психологический портрет класса. В одной работе по анализу открытого урока я нашла вопросы, которые правомерно могут задать учителю:
- Скажите, пожалуйста, учитывали ли вы при подготовке и проведении открытого урока различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга? Сколько в классе лево-, правополушарных детей и сколько детей со смешанным типом восприятия?
- Как различаются дети по каналам восприятия: сколько среди них преимущественно аудиалов, сколько визуалов, сколько кинестетиков?
- В какой мере дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности? Сколько детей в этом классе не умеют обобщать, выделять главное, существенное, сколько не умеют сравнивать, абстрагироваться, классифицировать?
- Учитывали ли вы при разработке урока различия детей по темпераменту: сколько в классе холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов?
4. Предлагаемые формы работы устарели или не подходят этому коллективу. Поколения меняются, предпочтения и интерес меняются со скоростью, за которой сложно следовать. То, что ещё пару лет назад казалось новаторским подходом, сегодня смотрится повседневной рутиной. Смайликами на уроках уже не удивишь, а у некоторых детей они вызывают раздражение.
5. Не оправдались завышенные ожидания от урока. Скорректируйте нереалистичные ожидания. Невозможно делать все идеально.
6. Не забывайте, что мы – живые люди. У нас могут быть неприятности в личной жизни, подводить здоровье, плохое настроение, выгорание.
7. Не забывайте, что ученики – живые люди. У каждого из них могут быть проблемы личного характера, гормональная перестройка, эмоциональный кризис. Мы довольно часто воспринимаем класс как единый организм, а нужно помнить, что каждый ребёнок – отдельная личность. В теории мы должны учитывать личностные особенности каждого ученика, однако на практике это – довольно трудновыполнимая, малореальная задача. Кроме того, надо принимать во внимание объективные внешние обстоятельства и уметь на них реагировать, что довольно актуально в настоящие дни.
После всестороннего анализа нашего неудачного урока уже вырисовывается план действий для решения проблемы.
Прежде всего следует внутренне принять ситуацию. С неудачами сталкивается каждый. Почитайте истории знаменитых людей, вы обнаружите, что они сталкивались с провалами не раз в своей жизни. В биографиях знаменитостей — от Михаила Ломоносова до Уолта Диснея — найдется немало провалов.
Многие психологи советуют перейти на позитивное мышление, так как негатив неблагоприятно сказывается на общем состоянии человека. Однако исследование 2017 года, опубликованное в журнале Journal of Behavioral Decision Making, показало, что избегать неприятных ощущений после неудачи не нужно. Исследователи выяснили, что осмысление эмоций, вызванных неудачей, вместо мыслей о самой неудаче, более благоприятно сказывается на нашем ментальном состоянии. Когда мы позволяем себе неприятные эмоции, это мотивирует нас тщательнее искать более удачные решения подобных проблем в будущем.
Спросите, чему провал может вас научить.
Совершили ошибку? Совершили множесво ошибок? Неудача может быть хорошим уроком, если вы готовы учиться. Подумайте, что вы можете сделать иначе в следующий раз. После такого осмысления провал станет жизненным уроком.
Помните, что вы не одиноки. Поговорите с классным руководителем, школьным психологом, завучем. Это поможет более полно составить психологический портрет класса, осознанно готовить материал с учётом полученной информации, выйти на новый профессиональный уровень.
Общайтесь с коллегами, многие поделятся своим опытом, смогут дать полезный совет или направят ваши мысли в нужное русло. Признание своей неудачи и обсуждение с коллегами не сделает вас слабым педагогом, наоборот, может улучшить взаимоотношение с коллективом, разрядить психологическую обстановку. Не скупитесь на похвалу и благодарность за реально оказанную помощь.
Помните:
- Неудачи — обычная часть нашей жизни и работы.
- Ошибки совершают все: опытные сотрудники и новички. Поэтому важно уметь быстро находить выход из ситуации.
- Чтобы справиться с неудачей на работе, нужно признать наличие проблемы.
- Помните, что рано или поздно все решится, а неудача сама по себе не сделает вас неудачником.
- Не бойтесь просить помощи у коллег. Будьте с ним откровенны.
- Двигайтесь дальше, не зацикливайтесь на прошлых неудачах.
В статье использовались материалы ресурсов:
https://www.psychologies.ru/articles/9-sovetov-perfektsionistam-kak-perestat-kritikovat-sebya/
https://ru.osvita.ua/school/method/technol/1269/
https://uprav.ru/blog/kak-spravlyatsya-s-neudachami-na-rabote/
https://www.psychologos.ru/articles/view/perezhivanie-oshibki
https://style.rbc.ru/health/60eff4ac9a79478d5dfe5df7
https://zeh.media/zhizn/mentalnoye-zdorovye/4928157-10-zdorovykh-sposobov-spravitsya-s-neudachey
|