Образовательный проект «Внеурочная деятельность – «Английский на перемене» – территория успеха для учащихся»
Е.Г. Чепа
учитель английского языка
ГОУ ЛНР
«Краснолучская школа №4»
achepa@mail.ru
Аннотация
В данной работе рассматривается идея создания ряда видеофильмов по грамматике, начиная с самого простого времени, для того, чтобы любой ученик мог освежить свои знания. Изюминкой проекта является то, что в главных ролях школьники видят себя и своих одноклассников.
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Основная часть
2.1. Введение
2.2. Проект «Внеурочная деятельность - «Английский на перемене» – территория успеха для учащихся.»
2.3. Этапы проведения проекта
3. Выводы
4. Список литературы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта – Внеурочная деятельность – «Английский на перемене» – территория успеха для учащихся.
Команда проекта – учитель английского языка, учащиеся 5-9 классов
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. [3]
Являясь творческим, данный проект также будет способствовать повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Введение
Приступая к работе, я сочла нужным ознакомиться с особенностями метода проектов на уроках английского языка и пришла к выводу, что ведение проектной деятельности в современном мире является актуальной. Так как метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, то это позволяет учащимся становиться активными участниками процесса и проявить самостоятельность, предусматривает вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, а также позволяет им перейти от уже готового урока к приобретению новых знаний.
Идея создания данного проекта пришла, когда встал вопрос об эффективной подготовке к экзаменам. К нашему сожалению, мы столкнулись с тем, что большое количество материала усвоено на низком уровне, и повторение основ может занять достаточное количество времени.
Некоторым ученикам требовалась непосредственная помощь учителя, другим нужно было брать учебники младших классов, чтобы повторить самые простые правила грамматики.
Вот так и возникла идея создания ряда видеофильмов по грамматике, начиная с самого простого времени, для того, чтобы любой ученик мог освежить свои знания. Изюминкой проекта является то, что в главных ролях школьники видят себя и своих одноклассников.
2.2. Проект «Внеурочная деятельность – «Английский на перемене» – территория успеха для учащихся»
Цель – развитие личности и творческого потенциала учащихся средствами английского языка и метода проектов
Задачи – 1) поиск необходимой информации и материалов;
2) разработка сценария;
3) создание видеоролика;
4) использование видеороликов при обучении.
Сроки – проект является долгосрочным, так как материалы проекта будут использоваться при подготовке к экзаменам в 9-11 классах.
2.3. Этапы подготовки проекта
Подготовительный этап
Этот этап условно можно разделить на три фазы:
1. Поиск идеи
2. Создание сценария
3. Подбор актёров
Поиск идеи
Это не только важный, это ещё и самый мучительный, сложный этап.
Наверняка многие из нас помнят случаи, когда сожалели о том, что скорректировать то или иное событие невозможно. И ошибки, допущенные при работе, были связаны с отсутствием времени.
Конечно, время – это самая дорогая валюта, которой нам всегда не хватает. Здесь нам поможет тщательное планирование, обдумывание деталей, видение перспективы в целом.
Любой учитель находится в постоянном поиске мотивации учащихся.
Как чтение грамматики может стать любимым делом? Стоило сказать, что лучшего рассказчика будем снимать в главной роли для видео – результат не заставил себя долго ждать! Началось соревнование как в знаниях, так и в эффектной подаче материала.
Однако не все учащиеся могут справиться с такой задачей, а участвовать хотят все. Тогда я предложила ребятам следующий сценарий: сильный ученик выполняет роль учителя или консультанта для своих одноклассников, которые испытывают трудности в каких-либо вопросах.
Подобный формат хорош тем, что слабые ученики не боятся задавать любые вопросы своему однокласснику, а тот, в свою очередь, доносит материал самым простым для него способом, иногда с шутками, смешными примерами, но всегда охотно и доброжелательно.
Уже в седьмом классе мы обнаружили, что материал, изучаемый в младших классах, мягко сказать, не вспоминается. Значит нужно составить список тем, которые следует осветить в наших видеоработах.
Так мы начали работу над серией видео под названием «Английский на перемене».
Создание сценария
Приблизительный сценарий каждого эпизода довольно прост – некий ученик или пара учеников не готовы к уроку или испытывают трудности с выполнением домашнего задания. Что обычно происходит перед уроком? «Дай списать!» Но в нашем случае более «сильный» ученик соглашается объяснить тему прямо во время перемены. Таким образом длительность ролика может составлять 5-8 минут, дольше – нерационально.
Конечно, самым разумным было бы создавать подобные ролики сразу после изучения новой темы по грамматике. Но если мы тогда не задумывались о том, что можем что-то забыть или не понять, то начинать работу над проектом можно в любое время, в этом случае самое главное – желание.
Для долгосрочного проекта очень важно составить эффективный план, ведь от него будет зависеть результат всей работы.
Не секрет, что даже самое тщательное планирование может подвергаться коррекции, и не один раз. Это тоже стоит принять как данность.
Приблизительный список видеороликов для проекта «Английский на перемене»:
- Глагол to be
- Простое настоящее время – глагол в третьем лице, отрицание и вопрос
- Что такое вспомогательный глагол
- Что такое модальный глагол
- Простое прошедшее время – кратко о неправильных глаголах, отрицание и вопрос
- Как легко выучить неправильные глаголы
- Настоящее длительное время, отрицание и вопрос
- Типы вопросов – разбить на две части, акцент на понятие вспомогательного глагола
- Прилагательные и наречия – степени сравнения
- Времена группы Present
- Времена группы Past
- Времена группы Perfect
- Глаголы состояния
- Времена группы Future
- Четыре способа выразить будущее время
- Пассивный залог
- Каузативная форма
- Косвенная речь
- Вопросы в косвенной речи
- Условные предложения – разбить на две части
Как уже упоминалось выше, в процессе работы могут возникнуть дополнительные темы, уточнения и изменения. К этому надо отнестись как к нормальному явлению, и, если приходится отходить от плана, не паниковать, а воспринимать как бесценный опыт.
Подбор актёров
В процессе работы над сценарием уже можно определиться с актёрами. В идеале все учащиеся должны принимать участие в проекте, даже самые слабые. Поэтому для каждого ученика следует подготовить пару фраз, которые ему следует выучить, чтобы он выглядел в кадре успешным и осознанно произносил реплики.
Все дети очень талантливы, однако следует учитывать темперамент и сценические способности ребёнка. Есть учащиеся, которые не могут раскрыться перед камерой, даже обладая прекрасными знаниями по предмету, для них участие в проекте может оказаться стрессом. Это можно установить только на следующем этапе – репетиции. Вот тогда и приходится менять актёра или переделывать сценарий, если заранее не учесть темперамент ребёнка.
Работа над проектом
Этот этап условно можно разделить на две фазы:
- Репетиции
- Съёмка
Репетиции
В процессе репетиций ученики и учитель становятся ближе и создаётся полуформальная обстановка, где любой ученик может раскрыться с неожиданной стороны. Здесь мы обсуждаем одежду, причёску, сценические приёмы, включаем в сценарий интересные находки, делаем пробные съёмки.
На данном этапе уже определены актёры и приблизительный сценарий ролика, но учащимися должна быть проделана колоссальная работа.
Так как наша цель – создание грамматического пособия, то учащимся рекомендуется изучить в интернете примеры работ известных блогеров, учителей и просто любителей английского языка. Здесь можно найти примеры для подражания в стиле изложения, оформления материала на доске, а также набор фраз для иллюстрации того или иного грамматического явления.
Именно в этой подготовке я вижу неоценимую пользу для учащихся. Умение работать с информацией, исследовательская деятельность, анализ и создание нового продукта, а также выработка собственного особого стиля окажут невероятную помощь в дальнейшей жизни ребёнка.
Для того, чтобы наши ролики не выглядели сухо и скучно, мы решили включить элементы юмора. Примером может служить эпизод, когда один из одноклассников подходит в самый разгар объяснения и задаёт какой-нибудь вопрос, например: «Как перевести – I don’t know.» Естественно, ему отвечают: «Я не знаю», на что спросивший расстроено говорит: «Никто не знает!», и печально идёт прочь.
Заключительный этап
Этот этап условно можно разделить на две фазы:
1.Обработка материалов
2.Загрузка в сеть интернет (на сайт)
Обработка видео
Просто снять видео – это только половина работы, основная работа происходит на монтажном столе.
Практически невозможно снять полноценный ролик одним кадром, часто приходиться снимать по эпизодам, корректируя неудачные дубли.
После съёмки все фрагменты видео необходимо собрать в один файл согласно сценарию, обработать видеоредактором, если необходимо - наложить звуки, музыку, и прочие приятные вещи, на которые ранее не обращали внимания, но без них ваш ролик будет просто набором фрагментов.
Загрузка в сеть интернет (на сайт)
После того, как работа над фильмом завершена, и мы просмотрели готовый результат несколько раз, видео следует загрузить в сеть интернет. Иначе для чего проводилась вся работа? Я выкладываю видео на свой сайт http://enhelp.at.ua/, http://enhelp.at.ua/news/nashi_raboty/1-0-13
К сайту прикрепляется канал, и я выставляю свои видео на всеобщий обзор.
Длительность видео приблизительно 5 минут, вы можете рекомендовать их к просмотру всем учащимся и их друзьям из других школ и можете найти их по ссылкам:
https://youtu.be/e78BdnCSYxo
https://youtu.be/nK_zRsKbwYw
https://youtu.be/uJxPT9_261o
https://www.youtube.com/watch?v=moU9cMfuy1s
https://www.youtube.com/watch?v=0FGooAZId6E
https://www.youtube.com/watch?v=IoHbTTa1ch0
Кроме того, видео можно выставить на таких сайтах, как ВКОНТАКТЕ и ОДНОКЛАССНИКИ.
3. ВЫВОДЫ
В настоящее время перед современной школой стоит проблема – как сделать учебный процесс наиболее интересным, чтобы получаемые школьниками знания они смогли применить во всех областях своей жизни. Для этого необходимы новые педагогические подходы и технологии обучения в современной общеобразовательной школе. Таким образом, использование проектного метода на уроке английского языка является очень актуальным. С его помощью можно реализовать все задачи, стоящие перед учителем: образовательные, развивающие и воспитательные. Метод проектов так же позволяет сделать процесс обучения школьников более эффективным, так как он направлен на активную самостоятельную работу по поиску новых знаний и их лучшему усвоению.
В ходе проекта учащиеся могут развивать творческий потенциал, углубить знания английского языка, научиться самостоятельно и в группах работать над поставленной задачей.
Проект является долгосрочным, поэтому заключительный результат будет виден через 3-4 года. Однако уже сейчас можно наблюдать промежуточный результат, который выражается в повышении мотивации учащихся к изучению английского языка, а также готовности работать над проектом.
Я надеюсь, что мой опыт поможет коллегам в создании собственных работ, а также ожидаю, что учителя будут делиться сценариями и новыми идеями для создания роликов. Я уверена, что видеопроекты станут более популярны в ближайшем будущем.
Использованная литература:
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения: Педагогика №4, 2009.
- Болтнева О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры / Иностр. Языки в школе. 2001. 34.
- Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики. Утверждён Приказом №495 Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – М. Дрофа, 2004.
- О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева “Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2012.
- Макарова Л. А. Обучение выполнению и оценивание проектов на английском языке / Молодой ученый. 2015. №14. С. 492-494.
- УМК “Spotlight” – М. Просвещение, 2016
|